Туман висел над головой как косматая папаха - в 2-ух метрах ничего не было видно.
Пила упрямо не хотела грызть мокрое бревно, а норовила пройтись по пальцам. Время от времени мелкие опилки фонтанчиком падали на ватники и сапоги пильщиков.
Варвару распирала злость на весь мир: на гнилую погоду, на зубатую железяку, изгибающуюся змеей, и на всех верующих в целом.
С того конца пилы раздался тихий совет-наставление.
· Пили с молитвой. Даже в этом тебе гордыня мешает.
· Да причем здесь гордыня? - огрызнулась Варвара, хотя в более спокойной обстановке легко бы согласилась со своей духовной матерью. - Вот вы тут все жилы из себя вытягиваете, а вашим братьям и сестрам во Христе до лампочки. Вы пол жизни церкви посвятили и что?
Ходят взад-вперед зубы по дереву. С того конца опять медленный и взвешенный ответ Елены.
· Достойное по делам своим приемлю. Значит, я в свое время тоже кому-то должного внимания не оказала… Все, что Господь посылает, надо принимать со смирением.
· Ну, ничего себе! - разрывалась Варвара. - Почему сейчас нет в церкви «вечеров любви» и общности имущества, как у первых христиан? Только на словах «Возлюбим друг друга», а на деле все в молитвах, видите ли, пребывают.
· Не греши и перекрестись лучше! Это все тебя темные силы смущают.
Зубцы злобно рвали древесину. Варвара не унималась.
· Во научились! Все на масонов да на темные силы валить! Вот погодите, я открытое письмо напишу! Католики, иеговисты, баптисты - все лучше нас выходят в любви к ближнему.
· Ты устала, наверное, бедная, - вздыхает Елена, опуская пилу. - Отдохни лучше. Я уж как-нибудь сама потом закончу…
Спор этот был осень в 1996. Вот уже два года Елена мужественно тянула беспросветную лямку на безлюдной горе в окрестностях Тбилиси - ухаживала за парализованной матерью и инвалидом отцом. Единственным источником существования было стадо из 6-7 коз.
Несмотря ни на что, Елена не унывала, да еще и посмеивалась.
· Мы как отшельники… Молитвы читаем при керосинке, воду с крыши по желобу собираем. Сами пьем и скотинку поим. - И продолжает кочергой головешки в проржавленной печке помешивать. Потом неизменно подытожит. - Слава Богу за все!
Варваре суемудрой такое смирение и во сне не приснится. Вместо спасительной веры в Промысел Божий в голове совсем другие мысли роются: как бы в церкви сильный пол подловить и на гору к Елене заманить, чтоб женщина на непосильной работе не надрывалась. Но, увы! Мужики, во-первых, все на перечет, а во-вторых, сами еле до служб доползают и как заслышат о Елене, только охают.
· Как же она там, бедная? Передай ей, что мы молимся.
Вот на эту кислую картину глядючи и решила Варвара написать открытое письмо - призыв к решению общих проблем в приходе.
Наспех накатанный меморандум выглядел так.
«Дорогие братья и сестры во Христе! Мы долгое время ходим в один и тот же храм, но не знаем ни адресов, ни конкретных нужд стоящих рядом. Как же нам исполнить закон Христов, не нося бремен друг друга?
Чем мы хуже евреев, католиков, иеговистов, имеющих налаженную систему сведений друг о друге?
Поэтому предлагаю:
1. Сдать наши адреса священнику с кратким описанием кто, что может делать, чтобы выявить самых беспомощных и прикрепить их по месту проживания к дееспособным.
2. Сдавать всем 10% заработка или другого рода доходов в общую кассу на решение общих проблем.
3. Вывесить в притворе еженедельное сообщение о событиях прихода и возникающих проблемах.
4. Собираться после воскресной службы для обсуждения того, что надо сделать»
И т.д. в том же стиле. Вручила Варвара это рукописание священнику. Тот ознакомился с хартией и говорит:
· Что ж. ..Зачитаю я это на проповеди. Посмотрим, что будет.
Сказано - сделано.
Прихожане в относительной тишине прослушали Варварину хартию, не выразив особых эмоций. Священник в заключение вызвал инициатора из толпы, перекрестил и сказал.
- Благословляю тебя на это богоугодное дело.
Основная масса слушателей тут же спокойно разошлась, логично рассудив, что это конец проповеди. Никому и в голову не пришло сдавать свои адреса.
Подошли только 2 бабки и один мужик с недавно отпущенной бородой.
Пенсионерки с ходу стали излагать свои беды.
· Вот я в прошлом годе, - жаловалась первая, - как руку сломала, полгода дома валялась. Ко мне одна живая душа с церкви не пришла. Спасибо, соседи-мегрелы кормили, а то б не знаю, что и делала.
· А у меня дом сгорел, - дребезжащим голоском докладывала вторая. - Хуже меня никого здесь нет. Запиши, деточка, Валентина Ивановна Сундукова. И никто - то обо мне не думает. У соседей второй год из милости живу.
Варвара в темпе накалякала координаты страждущих, обнадежив их, что «как только, так сразу» и приготовилась выслушать бородача в очках.
Медленно выговаривая каждое слово, он назвался Семеном и сообщил фантастическое.
· У меня есть лишние деньги. Не подскажете, кому их дать?
Варвара оценила рыцарство. Надо же, одет человек в какой-то жуткий плащ «времен очаковских и покоренья Крыма» и туда же, «есть лишние деньги». Их, правда, тут же не стало, - разделили между собой давешние пенсионерки «во Славу Божью».
В последующие недели ничего интересного не произошло. Иногда подходили старушки, диктовали свои адреса (среди них кто-то пустил утку, будто Варвара главная по гумманитарке). Семен продолжал рассовывать по карманам их кофт свои лишние капиталы.
Варвара еще пыталась раскочегарить среднее поколение, но неизменно наталкивалась на туманные рассуждения.
· Сейчас время такое… Всем трудно…
Короче говоря, открытое письмо поросло мхом забвения.
Можете себе представить, в какое уныние впала Варвара из-за фиаско своей идеи.
Елена, улыбаясь, успокаивала повесившую нос сестру.
- …А ты не скорби. Кого надо Господь Сам приведет. Сейчас времена последние. Никого осуждать нельзя. У меня и так есть два Симона Киринейских - Элисо да ты. Чего же больше? - И знай себе керосиновую лампу надраивает. - …Когда я в последний раз в Троице Сергиевой Лавре была, мне мое сегодняшнее положение о. Кирилл предсказал. Увидел в яве, что меня ждет. Аж зажмурился. Но потом утешил: «Милость Божия все покроет.» Так что все в порядке. Комфортно спастись не возможно…
В одно из воскресений Семен отправился с Варварой к Елене. Внял, бесхитростная душа, ее увереньям.
· Там от тебя будет наибольшая польза.
По дороге, увязая в снегу, рассказывал неторопливо.
· …Я очень Ксению Петербуржскую почитаю… Она мне всегда с работой помогает… И еще Николая Чудотворца… Я в свое время институт иностранных языков кончил… Как Союз развалился, и работы совсем не стало, я пристроился окна в офисах мыть… Потом в азербайджанские деревни ездил лук собирать.
· Не страшно было туда с армянской фамилией ехать?
· Они на мою работу не жаловались, а я - на их гостеприимство. Ездил, молился…. Мне на хороших людей везет… Именно азербайджанцы меня подтолкнули фотоделом заняться…
Так, с пространными разговорами дошли до ворот с проволочной оградой. Глядь, у порога Елена в ватнике стоит, собак унимает.
· Христос посреди нас! - приветствовала гостя с улыбкой. А улыбка у нее такая, что голливудские стандартные ухмылки перед ней - ничто. (Варвара все интересовалась, у всех полек такая любовь ко всем окружающим на лице написана или только у конкретной Елены Николаевны. Да так и не выяснила. Польки в Грузии - большой дефицит.)
Семен растерялся с непривычки.
· А что мне сказать?
Елена рассмеялась.
· Скажи: «Был, есть и будет всегда!»
Семен послушно повторил. ( Потом признался, что именно это приветствие произвело на него огромное впечатление.)
Елена его тем временем в дом повела с родителями знакомить, по пути поясняя.
· Мы здесь живем по - простому, все в одной упряжке. С Каркушей нашей, - кивая на Варвару, - ты уже знаком… Таин друг от друга никаких не держим. Друг дружке помыслы раскрываем, чтобы темные силы нас ничем искусить не могли.
Семен это слушал, слушал, а как переварил, оглоушил выводом.
· Раз я к вам сюда попал и у меня никаких таин от вас не должно быть. Можно я вам про свою личную жизнь расскажу?
Тут уж Елена растерялась. Потом перекрестилась, быстро сказав: «Пусть Господь это примет как исповедь".
А Семен стал подробно докладывать про свои пробные браки и кто когда от него аборты сделал в хронологической последовательности.
От такого послужного списка Елена прослезилась и спросила.
· Ты сколько лет в церковь ходишь?
· Лет 14.
· А на исповеди это все говорил?
· Нет. А что, разве надо? Я там про другое говорю. Что мало молюсь.
· Это все обязательно батюшке скажи, чтоб он тебя от греха разрешил.
Вообще, уходил Семен какой-то обновленно-радостный.
· …Сколько лет в церковь хожу, а такой женщины не встречал. - Пояснял он Варваре по дороге назад.
После этого Семен стал у Елены бессменным помощником и со своим неторопливым трудолюбием и многочисленными талантами был просто незаменим.
Глава 2.
Нино. Чаша вина для друзей и меч для врагов.
«Над городом возвышается скульптура
Матери Грузии, женщины в националь-
ной одежде с чашей вина в одной руке и
обнаженным мечом в другой.»
Из путеводителя.
1999 г. Эту квартиру Варвара всегда старалась обойти стороной. Что хорошего можно было ждать от хозяев, когда через окно в глубине комнаты виднелось огромное бордовое знамя республики. «Наверное, супернационалисты,» думала Варвара, вспоминая митинги Гамсахурдиа в начале 90-х годов.
И вот как-то, Нино, хозяйка бордового стяга, зазвала Варвару на огонек.
Пьет Варвара чай из сушеного инжира и удивляется, как это с Нино легко общаться. Веселая, общительная, лицо открытое со здоровым крестьянским румянцем во всю щеку. И не скажешь, что 6-й десяток разменяла. А логически ожидаемого национализма и в помине нет.
Нино тем временем стала расспрашивать, откуда странные отметины у Варвары на руках. Пришлось рассказать про Елену - отшельницу по неволе.
· Они кто, грузины? - заинтересовалась Нино.
· Нет, русскоязычные.
· А-а, - Нино сделала правильный вывод. - Значит, им вдвойне тяжело. Родственников, наверно, нет… Кто мог, уже давно уехал.
Чем больше Нино вникала в ситуацию, тем больше переживала. - Да как они вообще там живут? - и тут же предложила. - Давай в это воскресенье туда сходим!
· Это далеко, - отнекивалась Варвара. - От Мухиани 5 километров пешком.
· Ну и что? Я - геолог, меня этим не напугаешь… Только продукты соберу и пойдем.
«До воскресенья, небось, 100 раз забудет,» подумала Варвара и не стала ее разубеждать.
В 7 утра Варвару разбудил звонок.
· Где ты? Я уже готова и все собрала.
Под «все собрала», как выяснилось, подразумевалась внушительная спортивная сумка, под завязку набитая хачапури, чурчхелами, пхали и вином.
- Куда столько? - скривилась Варвара. - Не на свадьбу ж идем.
· Неудобно в первый раз с пустыми руками идти, - подмигнула Нино. - Это все мое, с деревни, не покупное.
Пока преодолевали крутые ухабы, Нино рассказывала про свою деревню в Кахетии. Подразумевалось, что это лучшее место на земле.
-… Она находится недалеко от Кварели - родины Ильи Чавчавадзе. Обязательно тебя к себе на лето заберу. Увидишь, какая там красота. До Алазани рукой подать, а вокруг голубые горы уходят верхушками в небо. Именно о них Илья Праведный сказал:
«Родные горы,
Ваш сын покидает вас…» - и давай дальше наизусть шпарить.
Варвара, сделав умное лицо, слушала, недоумевая: « И не лень было учить».
-…Мне от мужа несколько ульев осталось, - продолжала Нино, закончив со стихом. - Со мной там недавно один случай вышел.
Шла я как-то с моими односельчанами на пасеку. Дорога пролегала через ущелье. Ребята перешли по перекинутому через него старому дереву и ждут меня на той стороне. Двинулась и я за ними. В какой-то момент мой рюкзак перевесил, и полетела я с 10-метровой высоты вниз, прямо на огромные валуны. Знаешь, будто кто меня подхватил и мягко на землю опустил. Мои друзья в ужасе сверху кричат: «Нино, что у тебя сломано? Спина цела?» А у меня ни царапинки!
Я это к тому отношу, что в этот день богородичное правило полностью прочитала. Где-то слышала, что это завещание св. Серафима Саровского, которого я так люблю! Дескать, кто «Богородица Дева, радуйся» 150 раз в день читает, с тем удивительные вещи происходят.
Варвара не уставала удивляться: «Вот тебе и сельская жительница со знаменем в обнимку". На минуту представила себе объем работ в деревне - аж дурно стало неженке-горожанке. Вот и предложила.
- Может, лучше продать этот дом с виноградником. Возни много, толку мало.
Благодушие Нино как ветром сдуло. Ястребом кинулась она к Варваре, только что за грудки ее не схватила, и - в крик.
· Как продать? Зачем продать? Как мне, грузинке, без своего вина? Шах-Аббас не смог до конца уничтожить все виноградники! А ты хочешь, чтоб я, княжна, кому-то продала свою землю?! Вот, смотри, - и она выставила вперед свои широкие, шершавые руки. - Я, ведь, все сама делаю: и опрыскиваю, и окучиваю, и обрезаю свой участок. А знаешь, как правильно надо обрезать лозу весной? Каждую веточку надо пересчитать и перебрать с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!», а четвертый отросток срезать.
· И сколько литров вина в год выходит? - не унималась акула капитализма, силясь подсчитать реальный барыш от трудов праведных.
· Когда 200, когда 500 литров получается. Это все для дома. У меня каждый день гости. - Нино постепенно стихала.
Так, кипя и булькая эмоциями, дошли до пункта назначения.
Елена выбежала за ворота на лай собак.
· Христос посреди нас!
· Аминь! - засияла Нино, подтверждая эту мысль троекратным поцелуем.
Варвара только хмыкнула; вот бы правителям такое единомыслие и любовь как этим двум политическим противникам. Нино-то всей душой за независимую Грузию времен Давида Строителя, а Елена - за нерушимый Союз республик свободных, но без коммунистов.
После трапезы Нино приступила к бревнам.
Огромный топор, который Варвара еле-еле могла оторвать от земли, летал как молния в ее руках. Хрясь, хрясь и через минуту кругом лежали ровно разрубленные клинья.
Дядя Коля, баюкая нерабочую правую руку, даже прослезился, глядя на такой натюрморт.
· Нино, родненькая, кто тебя научил так рубить? Это, поди, не каждый мужик может.
Нино только улыбалась и яростно крушила остатки пней и коряг. Остальные наблюдатели еле успевали таскать набрасываемое.
Само собой, княжна-дровосек прочно вписалась в общий состав.
Глава 3. Ликуша. Сердце, надрезанное ножницами.
1999 г. Пасхальная служба закончилась. Все спешно кинулись разговляться яйцами, сыром и только что освященными куличами. Голубоглазая, высокая девчонка кивнула Варваре.
· Ну, че? Христос Воскресе! - и с готовностью протянула руку с малиновым кругляшом.
«Наш кадр,» растаяла Варвара, врезаясь в протянутое яйцо.
Слово за слово, Лика, как звали новое приобретение, нравилась Варваре все больше и больше. Ни тебе лишних славянофизмов в речи, ни показных молитвенных поз, а вместо этого простой современный базар.
Разговор перекинулся на общих знакомых по церкви и на Елену, «по жизни в скорбях пребывающую». Лика навострила уши.
· А че? Если надо помочь, я с удовольствием. Все равно от скуки дохну. Я медик! Чесслово! Я раньше в русском госпитале работала. Ты не смотри, что я шкиля-макарона. Я там, знаешь, каких бугаев ворочала! Короче, когда пойдем?…
… На место встречи Лика явилась в полной экипировке: на плечах рюкзак, с пояса завывало радио, в руках альбом с рисунками, который тут же был вручен Варваре с пояснениями.
-… Это душа моя и вообще жизнь поломатая…
На черном фоне было нарисовано ярко красное сердце, надрезанное ножницами. По лезвию стекала кровь…
Второй рисунок был еще абстрактнее. Белая и черная полоса. На белой - черные следы, ведущие в никуда.
· …Это моя клиническая смерть. Когда я на том свете была, - бойко продолжала Лика тоном экскурсовода. - Вышла моя душа из тела, а эти черные меня к себе тащили. И звуки такие: чав-чав. Будто кто по грязи шлепает. У меня такое 2 раза было…
Варвара слушала зачаровано. Хотела уж сунуться с советом продать абстракцию подороже. Но интерес к потустороней жизни взял верх.
· И как так? На том свете?
· Ничего конкретно сказать не могу. Меня скоро назад вернули. По чьим-то молитвам. Наверное, матушка Аскитрия за меня молилась. Помнишь такую?
· Помню. Всегда у Георгия Победоносца стояла. Тихая такая, со светлым лицом.
· Во-во! А добрая, слов нет. Сама голодала, на хлебе и луке сидела в 90-ые годы, а последний кусок тебе могла отдать. И, прикинь, никогда не роптала. Мы за ней смотрели и она нам свою однокомнатную отписала…. Матушка мне столько чего про веру рассказывала, что я в церковь пришла. Царство Небесное, - и Лика перекрестилась.
Тем временем доплелись до ворот с изображением креста. Вышла к ним Елена с уставными словами: - Христос посреди нас!
А потом почему-то стала молитву читать.
· Отрицаюсь от тебя, сатана, гордыне твоей, служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святого Духа.
И после этого только лягушек-путешествениц в дом завела. Радио, впрочем, сразу сказала выключить, чтоб «молитвенное настроение не исчезало».
Ликуша ошалело таращила глаза, но потом быстро освоилась и начала генерировать идеи.
· Чем помочь? Давайте, я навоз у козочек почищу.
Варвара стала попутно тарахтеть про Ликины посмертные приключения, а сама участница дополняла их новыми душераздирающими подробностями.
Елена слушала, неперебивая. Потом обратилась к Лике.
· Ты понимаешь, какая на тебе ответственность? Это большая редкость, чтоб человека 2 раза назад возвращали.
Лика почему-то скисла и вздохнула: - Знаю.
· Впрочем, - продолжала Елена с меня тоже двойной спрос будет… В 30 лет у меня был инсульт. Моя душа тоже вышла из тела. Я хорошо помню, как меня поднял белокрылый ангел и понес куда-то.
· А какого размера был ангел? - встрепенулась Варвара, любительница подробностей.
· Сейчас мне трудно сказать. Но явно выше человеческого роста… Он поставил меня перед иконой Казанской Божьей Матери… Больше ничего не помню. Потом пришла в себя.
· Причем тут икона? - спросила Лика.
· Я родилась на Казанскую, - как бы не слыша вопроса, рассказывала Елена. - Потом сама стала всем этим интересоваться и так к Богу пришла. Мне, как инженеру - программисту, много чего в начале казалось странным; и догматы, и молитвы на церковно-славянском языке. Потом постепенно все в голове улеглось и появилось восхищение логичностью Божьих законов. Я их сравнивала с моей любимой математикой…
…Много чего еще было тогда рассказано и в результате Лика при прощании стала обговаривать время следующего похода.
На второй поход Лика явилась под градусом и сразу ошарашила Варвару требованием: - Срочно дай лар!
Получив просимое, Лика тут же купила бутылку пива и опустошила половину.
Дальше стало твориться что-то невообразимое… Песни и пляски народов мира от одного лица по всему маршруту следования.
Временами репертуар сменялся слезами.
Ликуша, вращая совершенно безумными глазами, несла околесицу.
· Это они меня заставляют… Я ведь слово давала… Что же я делаю?…
Слезы тут же сменялись яростью, и она начинала боксировать воздух.
· …Они, красноглазые твари, мне жизнь поломали. Порвать бы их на части…
Елена, увидев перекошенных помощников, бросилась кропить обоих святой водой.
Кое-как Лика утихла и заснула. А проспавшись, уже рассказывала более или менее связно.
· …Стоит мне стопку выпить, все … мозги набекрень. Не могу с собой совладать. Матушка Аскитрия это знала и всячески меня поддерживала. Только с ней мне было хорошо… У нее, наверно, аура, такая…
· Благодать, - тихо поправила Елена.
· …Поговоришь с ней и уходишь другим человеком. Если бы вы знали, как мне ее не хватает… Искала я таких людей в церкви да куда там… Каждый сам по себе. Батюшки-то у нас хорошие. Но они очень занятые. Причащаться мне говорят почаще. А у меня, когда получается, когда нет… Нервы на нуле. Чуть что психую… С родителями грызусь… Потом плачу… а у вас, Елена Николаевна, мне нравится… Спокойно... Можно, я к вам приходить буду? Даже после этого?
Елена кивнула и, смотря куда-то вдаль, задумчиво сказала.
· Явно тебя ко мне матушка Аскитрия привела. В свое время она и мне помогла найти ответы на какие-то вопросы… Потом, когда я узнала о ее переходе в вечность, все думала, кто же ее досмотрел. Она была совершенно одинока. Оказывается, это была ваша семья… Не устаю поражаться, как мы все незримо связаны… - и, доставая свой пухлый синодик и ручку, спросила. - Как, говоришь, твоих родителей зовут?
Лика назвала.
Варвара уже знала, раз Елена кого в свой список занесет, то это на всю оставшуюся жизнь…
….. ….. …..
Про каждого из обретенных соратников много еще чего можно рассказать веселого и грустного, но уж это как-нибудь в другой раз. Когда Варвару еще муза посетит.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.